#japan@anime
Якудза
Из всех своих аналогов (триады Юго-Восточной Азии, итальянская коза ностра, американские гангстеры, российские братки) японские якудза, пожалуй, самые организованные и законопослушные (как это ни странно звучит по отношению к преступникам). Так сложилось исторически. Связано это с тем, что власть в Японии всегда ставила своей главной задачей контроль над страной, часто закрывая глаза на способы, которыми достигались мир и покой. Полиция и власти контролировали легальный бизнес, якудза - нелегальный и полулегальный. Якудза не ссорились с властью, власть неофициально и даже иногда официально поддерживала их - лишь бы "был порядок".
Немного истории
Термин "якудза" появился гораздо позже, чем возникла сама организация. Самые ранние упоминания относятся к 1612 году и касаются они "кабуки-моно". Это были весьма эксцентричные люди, которые резко выделялись своей одеждой, стрижкой и поведением. Несмотря на свое самурайское происхождение, а большинство из них были самураями, они поступали вразрез с постулатами кодекса чести - Бусидо. Вместо предписываемой воинам сдержанности, кабуки-моно вели себя развязано и нередко терроризировали окружающих ради собственного удовольствия. Им ничего не стоило зарубить ни в чем не повинного человека. Кабуки-моно собирались в банды и давали им самые невероятные, иногда просто нецензурные названия. Между собой они общались на довольно сложном сленге мало понятном не посвященному человеку. Однако, не смотря на всю свою развязанность и отрицание общепринятых норм поведения, члены банд активно защищали и поддерживали друг друга. Словом, они почти ничем не отличались от таких же банд существовавших ранее и существующих сейчас как на Востоке, так и на Западе. Единственным, пожалуй, отличием являлось то, что кабуки-моно официально состояли на службе сёгуна (военного правителя). Однако, как это не покажется странным, но, не смотря на то, что кабуки-моно сыграли важную роль в появлении якудза, вовсе не они являются их предшественниками.
После установления в начале XVII века правления Токугава в стране наступил долгожданный мир. Однако далеко не все были этим довольны. Полмиллиона самураев, воинов с боевым опытом, оказались на улице в результате "сокращения штатов" в армиях сёгуна и даймё. Все больше самураев становилось не у дел, они назывались ронинами (дословно "удалившийся человек", самурай, потерявший своего господина) . Не все из них следовали кодексу Бусидо, и служили как псы господину, некоторые просто решили «забить» на это и пустились во все тяжкие: нанимались к кому-угодно и расширили свою деятельность от простых краж до жесточайших убийств, за определённую плату, конечно же. Самураи, которые встали на путь воровства назывались Хатамото-якко, те, кто стал наемными убийцами назывались Мати-якко. Самураев, ставших наемными убийцами народ прозвал демонами, а т.к. якудза ведут свою историю от них, этот синоним до сих прочно к ним применяется. Якудзам это сравнение нравится, и демон часто входит в эмблемы новых кланов и служит в качестве талисманов.
Отряды мати-якко состояли не только из самураев, но и из крестьян, мелких лавочников, ремесленников, кузнецов. Пожалуй, единственной чертой объединявшей их всех была страстная тяга к карточным играм. Это служило прекрасным средством объединения таких разных, по положению и профессии, людей. Несмотря на то, что в большинстве случаев хатамото-якко были гораздо лучше вооружены и подготовлены, чем мати-якко, последние нередко одерживали верх. Очень скоро мати-якко благодаря своей самоотверженности и храбрости, стали героями народного фольклора и пьес, разыгрываемых на городских площадях и ярмарках.
Структура сегодняшних якудза в общих чертах сложилась примерно к середине XVII века. В то время они состояли из бакуто (карточный игрок) и тэкийя (уличный торговец в разнос).
Тэкия («коробейники») считались одной из самых низших каст периода Эдо. Когда они стали формировать собственные организации, они приняли на себя некоторые административные обязанности, - торговля только в определённых районах (т.е. у каждого был свой участок) и защита их коммерческой деятельности. Во время синтоистских фестивалей тэкия открывали киоски, а некоторые члены группировки нанимались в качестве охраны. С середины XVIII века организации тэкия были признаны властями - оябуны получили должность "управляющих рынками" и самурайские права: иметь фамилию и носить два меча.
Бакуто («игроки») стояли гораздо ниже по социальной лестнице, нежели торговцы, т.к. азартные игры являлись незаконными. Но, мелкие игорные дома множились в заброшенных храмах и святынях на окраинах городов и деревень по всей Японии. Большинство из них предоставляло некоторую ссуду своим клиентам со всеми невыгодными для них последствиями.
Падение режима Токугавы и начало реформ в европейском стиле подстегнуло развитие преступности еще больше. Когда Япония вступила в эпоху урбанизации и индустриализации, появилась третья группа якудз, получившая название Гурэнтай или Борёкудан – «силовые группировки» – это банда недисциплинированных молодых головорезов, которые устраивали силовые «представления» за деньги - т.е. воевали за тех, кто больше заплатит.
В ходе восстановления страны после войны главные якудза управляли чёрным рынком в полном соответствии с традициями тэкия. В это же время они начали контролировать крупные морские порты и индустрию развлечений.
Самой большой группировкой якудза стала Ямагути - гуми созданная еще в 1915 г. Здравствует и поныне, как самая крупная японская мафия, составляет 45% от всех якудза в Японии. Ямагути-гуми, управляет приблизительно 2500 фирмами и 500 кланами. Штаб-квартира семьи находится в Кобэ, откуда осуществляется руководство преступной деятельностью по всей Японии. Оккупационные силы США пытались бороться с Ямагути-гуми и другими группировками, но напрасно, признав в итоге свое поражение в 1950 г.
Тосэйкай
Тосэйкай (сейчас именуется Тоаюайдзигёкуммиай или проще Токай), основанная в 1948 г. Хисаюки Матии, - ныне четвертая семья якудза в Токио состоит в основном из якудз корейского происхождения, численностью свыше 1000 человек, организованных в 6 кланах. Огромная империя Матии включала в себя туризм, развлечения, бары и рестораны, проституцию и импорт нефти.
Ингав-акай
Ингав-акай - третья крупнейшая семья якудза в Японии, в неё входит 7400 членов, которые распределены по 133 кланам. Штаб-квартиры семьи расположены в Токио и Иокогаме.
Якудза никогда не были слишком тайным обществом, как их коллеги из итальянской мафии или китайских триад. Организации якудза очень часто имеют на входной двери деревянную дощечку с названием клана. Многие члены якудза носят яркие костюмы и солнцезащитные очки, поэтому они легко распознаются простыми жителями. Также носят значки или нашивки "даймон" - эмблемой, гербом клана. Якудза-руководители носят золотые даймон. Одна семья якудза даже, говорят, издавала ежемесячный бюллетень с детальной информацией касательно сроков отсидки, свадеб, похорон, убийств членов семьи и творчество в виде стихов лидеров семьи.
Структура организации
В основе организации якудза лежит традиционная для Японии мужская клановая организация: "отец - дети" и "старшие братья - младшие братья". Центральной фигурой в иерархии якудза является оябун (букв. «шеф»), который примерно соответствует русскому вору в законе. Иногда в качестве синонима для оябуна используется обращение кумитё (букв. «старший начальник»). Далее в иерархии следуют сайко комон ("старший советник"), со-хомбутё ("глава штаб-квартиры"), вакагасира ("второй человек, заместитель"), фуку-хомбутё ("помощник шефа"). Все они командуют некоторым количеством банд, и их влияние определяется количеством "подотчетных штыков". Банды якудза, как правило, состоят из старших бригадиров сятэй («младшие братья»), младших бригадиров вакасю («юнцы») и простых якудза.В клан могут входить десятки тысяч людей. Если кумитё погибает, один из его ближних подчиненных занимает его место.
При приеме в клан совершается обряд сакадзуки - шеф и новый член клана пьют из одной чашечки сакэ. Так они становятся членами одной семьи. C мoмeнтa принятия в семью, пpeдcтaвитeль якyдза yжe нe мoжeт жeнитьcя нa жeнщинe, пpoиcxoдящeй из "xopoшeй ceмьи".
Принципы якудза
Был разработан кодекс «Дзинги» кодекс «справедливости и долга», где было закреплено, что верность и уважение являются образом жизни. Кодекс поведения, запрещал заниматься деятельностью, непосредственно не связанной с интересами группы, требовал строжайшей секретности, безупречной преданности боссу и некоторые запреты:
- член якудза обязан не посягать на женщину, принадлежащую своему соратнику;
- не заниматься ни чем иным, кроме "бизнеса" группы, даже под угрозой голода;
- не выдавать секреты группы полиции в случаи задержания;
- не пользоваться обычным языком, употреблять специальный "жаргон".
Якудза должен с достоинством переносить тюремное заключение, голод, боль. Пойманный властями, он обязан принять на себя единоличную ответственность за содеянное, выводя из под удара оябуна. Взамен, весь клан поддерживает его и помогает выйти на свободу.
В политическом смысле якудза обычно считают себя ультраправыми. Они выступают за традиционные семейные ценности, за возвращение политики милитаризма, за возрождение самурайских традиций.
Для якудза очень важно разделение на якудза и катаги, всх, кто не является якудза. Поскольку якудза возводят свою историю к "защитникам справедливости", традиционные законы якудза запрещают убивать катаги. Все остальное (рэкет, шантаж, грабеж, изнасилование) разрешается. Также разрешается убивать катаги, угрожающих деятельности клана. Разумеется, якудза разрешается убивать других якудза. В случае войн между кланами дело иногда доходит до использования тэпподама - киллеров-камикадзе.
В клан якудза не входят женщины. Якудза вообще не доверяют женщинам - они считают, что женщины должны сидеть дома и заботиться о семье. В клане уважают только жен кумитё. Их называют "старшие сестры" (анэ-сан) и иногда с ними советуются, если кумитё в тюрьме или в больнице. Прочие же женщины, особенно не связанные с якудза, считаются "подстилками", и обращаются с ними соответственно.
Самое главное для якудза - личная честь, считающаяся производной от чести клана. Якудза не переносят, когда их оскорбляют или унижают. За экзотическими исключениями, якудза никогда не признают ошибок и не оправдываются. Опозоривший себя якудза может быть приговорен к отрубанию фаланги пальца, смерти, изгнан из шайки и так далее. Молодым якудза предписывается ничего не желать для себя и работать только на благо клана.
Кланы якудза с большими традициями любят изображать из себя защитников обездоленных. Так Ямагути-гуми оказал родному городу большую помощь после землетрясения 1995 года.
юбицумэ
Самый известный ритуал наказания за невыполнение кодекса, называется юбицумэ, дословно «палец-ноготь»: согласно этой традиции, нарушитель кодекса отрезает кончик мизинца с левой руки с помощью танто и молотка и вручает отрезанную часть своему боссу. Происхождение этого обычая сводится к японской манере держать меч - три нижних пальца каждой руки используются для того, чтобы крепко держать меч, при этом указательный и большой пальцы слегка расслаблены. Удаление фаланг пальцев, начиная с мизинца, постепенно ослабляет хватку на рукояти меча и идея наказания, таким образом, заключается в том, что человек со слабой хваткой способен только на оборону. В последнее время появились протезы для кончиков пальцев, чтобы скрыть эту "особенность". Мария Ниино, владелица токийской клиники «Hello Tomorrow Japan» за сумму аналогичную 4500 евро, изготавливает силиконовые пальцы для тех якудза, которые хотят полностью порвать с прошлым. Искусственные пальцы полностью неотличимы от настоящих, имеют ногти и естественный цвет кожи.
Деятельность якудза
Занимаются якудза собственно тем же, чем и все прочие национальные мафии, т.е. разнокалиберной преступной деятельностью, но подходят к ней «по-японски», т.е. с решимостью на все, непримиримостью и свойством доводить все до совершенства.
Якудза активно участвуют в секс-индустрии, занимаясь контрабандой порнографии из Европы и Америки, в Японию и обратно, даже сами в ней участвуют (татуировки и закрытые лица их выдают). В Китае, где закон ограничивает количество детей в семье, а предпочтение традиционно отдаётся мальчикам, якудза могут покупать нежеланных девочек за 5000$ и отправить их на работу в «Мидзу сёбай», т.е. в контролируемые ночные бары, рестораны и клубы. Якудза обманывают и местных девочек (впрочем, и красивыми мальчиками тоже не брезгуют) из обедневших деревень, обещая им респектабельные рабочие места и хорошую зарплату в Японии (опасно, в общем, в Японию ездить.)
Очень часто якудза занимаются специализированной японской формой вымогательства, известной, как «сокая». Якудза редко тероризируют малый бизнес, предпочитая запугивать акционеров крупных корпораций. Например, они пугают обычного держателя акций присутствием головорезов из своих кланов и получают право на участие в совещании небольшой покупкой акций. Занимаются выдачей ссуд и кредитов простым семьям, что собственно часто приводит к семейным самоубийствам или их вынуждают отрабатывать долг (тут мне вспомнилась манга «Денег нет»).
Занимаются и обычным шантажом, получая уличающую или компрометирующую лидеров или участников тех или иных компаний информацию. В ведении якудза находятся также многие арены и стадионы, на которых проводятся состязания по борьбе, бейсболу и футболу. Имеются у них связи на японском рынке недвижимости, и в банковском деле, если не все банки.
В Японии широко распространены и другие разновидности легального гангстеризма. Например, «торитатэя» специализируются на выбивании по поручению кредиторов долгов с неплательщиков. «Сэйрия» угрозами и хитростью доводят облюбованную фирму до финансового краха, а затем наживаются на распродаже имущества банкрота. «Дзиагэя» зарабатывают миллионы на спекуляции земельными участками.
В различные времена общественность японских городов приступала к борьбе с якудза, которая шла с переменным успехом и увенчалась самыми разнообразными результатами. И только в марте 1995 г. японское правительство приняло законопроект «о предотвращении незаконной деятельности членов преступных группировок», который немного усложнил жизнь традиционному рэкету.
якудза
Существует множество доказательств того, что якудза участвуют в международных преступных операциях. В 1997 г. один из доверенных членов якудза был задержан с четырьмя килограммами героина в Канаде. В 1999 г. спецслужбами было подслушано, как член итало-американского мафиозного клана Боннано, - Микки Заффарано, говорил о выгоде торговли с Японскими лидерами, белыми женщинами (что ты будешь делать!). В США якудза используют Гавайи как промежуточную базу между Японией и материковыми США, занимаясь контрабандой амфетамина и вывозом огнестрельного оружия в Японию. В Калифорнии якудза заключили союз с местными вьетнамскими, корейскими бандами и с китайскими триадами. Были замечены в Лас-Вегасе и в Нью-Йорке, где они, по-видимому, собираются «снимать стружку» с американских мафиози и бизнесменов за приведение клиентуры в их заведения (решили-таки отомстить американцам за прошлые годы, наконец).
Особое положение, занимаемое мафией в жизни Японии, отнюдь не означает ее противопоставления обществу. Наоборот, и сами якудза, что вполне естественно, и даже некоторые представители официальных кругов считают, что якудза необходима стране. Легальный «модус операнди» мафии дает возможность властям держать преступные группировки «под колпаком». С другой стороны, якудза сдерживает неорганизованную преступность, что во многом способствует превращению Японии в одну из самых безопасных, с точки зрения криминалистики, стран мира.
Как это ни парадоксально, якудза воспринимаются в стране как еще одно направление предпринимательства, пусть не всегда приличного и даже дурно пахнущего. Методы работы мафии и, скажем, крупного торгового дома не всегда совпадают. Но цель их деятельности — получение максимальной прибыли при захвате новых сфер влияния и подавлении конкурентов — общая. Сами же якудза считают себя, и не без основания, неот